Н.Н. Потекаев принял участие в выездном заседании Общественного совета при Росздравнадзоре

23 сентября 2022 года в Общественной палате Калининградской области состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.

Фото: https://roszdravnadzor-os.ru/

Члены Общественного совета и приглашенные участники, собравшиеся в Калининграде и подключившиеся к онлайн конференции, заслушали выступления в соответствии с утвержденной повесткой дня

В рамках заседания были затронуты вопросы взаимодействия Общественного совета с региональными Общественными палатами, оценки качества предоставления государственных услуг, общественного контроля за деятельностью Росздравнадзора по осуществлению государственного надзора за оказанием услуг по медицинскому освидетельствованию при получении лицензии на огнестрельное оружие и за оказанием высокотехнологичной медицинской помощи детям, озвучены промежуточные итоги работы системы мониторинга движения реализации пилотного проекта по обеспечению граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, лекарственными средствами и медицинскими изделиями с использованием инфраструктуры АО «Почта России».

Член Общественного совета, главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Минздрава России и ДЗМ, президент НАДК Н.Н. Потекаев выступил онлайн с докладом, освещающим роль общественных организаций в контроле за деятельностью по оказанию медицинских услуг в косметологии. Он, в частности, рассказал о функциях всех общественных организаций, об особенностях общественного объединения – например, возможности их легального существования без образования и прав юридического лица.

«Вопрос создания правового механизма вовлечения общественных организаций в процессы принятия государственных решений, связанных с обеспечением их прав, стоит очень остро», - отметил Николай Николаевич, - к сожалению, сегодня адекватные условия для проведения реального общественного контроля над соблюдением пациентских прав отсутствуют и это не позволяет общественным организациям выступать в качестве эффективного звена профилактической работы по недопущению нарушений в сфере охраны здоровья. А ведь все мы понимаем, что главная задача любого контроля заключается в том, чтобы предупредить нарушение, а не отслеживать их, констатируя свершившееся».

Кроме того, он коснулся достаточно серьезных нарушений российского рынка косметологических услуг. Это многочисленные случаи оказания медицинских косметологических услуг ненадлежащего качества, сопровождаемых причинением вреда здоровью пациента, оказание медицинских косметологических услуг организациями, не имеющими лицензии на медицинскую деятельность, оказание услуг лицами без медицинского образования и несертифицированными специалистами, нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий в части использования незарегистрированного оборудования и оборудования, не прошедшего техническое обслуживание согласно требованиям технического паспорта, несоблюдения сроков и условий хранения лекарственных средств, распространение несертифицированной продукции через интернет-каналы и физическим лицам.

«В нашей стране, как и в большинстве стран мира существует большая сеть разных общественных организаций, помогающих пациентам с различными заболеваниями. Как правило, речь идет о тяжелых хронических заболеваниях, подчеркнул спикер, - эти организации участвуют в решении проблем пациентов на государственном уровне, оказывают им информационную и юридическую поддержку, способствуют тому, чтобы людям предоставлялись услуги, адаптированные к их жизненной ситуации, чтобы повышалась доступность медицинской помощи, чтобы пациенты имели возможность делиться своими проблемами, опытом, учиться друг у друга, и эта работа должна проводиться общественными организациями и в сфере эстетической медицины. Причем она должна включать в себя не только прямую психологическую и социальную поддержку пострадавших пациентов, но и защиту прав и представительство интересов пациентов в органах государственной власти и в медицинских организациях, в том числе путем сбора и анализа жалоб на нарушения их прав».

Особенно важна такая работа общественных организаций с учетом получившего широкое распространение в нашей стране «серого» рынка косметологических услуг. В отличие от официальных надзорных органов, ограниченных сложными бюрократическими правилами и процедурами, общественные организации могли бы оперативно отслеживать быстроменяющуюся ситуацию на официальном и «сером» рынках косметологических услуг.

Они вполне бы могли взять на себя функцию информационного сопровождения потенциальных потребителей косметологических услуг, обеспечив максимальную открытость и доступность информации по официальному и «серому» рынкам услуг. Для этого им необходимо не только мониторировать в пассивном режиме рекламно-информационные потоки, отслеживая в сети «Интернет» сайты и публикации с предложением нелегальных косметологических услуг, внедрять тактику «тайного покупателя», публиковать так называемые «черные» и «белые» списки организаций, но и урегулировать конфликтные ситуации между косметологическими клиниками или частнопрактикующими косметологами и недовольными пациентами. Речь идет о независимой информационной помощи потенциальным потребителям косметологических услуг со стороны общественных организаций в виде серии публикаций в различных СМИ и интернет-источниках разъяснений об особенностях тех или иных косметологических услуг, показаниях и противопоказаниях к их выполнению, оценке их сравнительной эффективности, потенциальных рисках и ряде других моментов. Кроме того, представляется целесообразным создание официального регистра специалистов-косметологов, включающего сведения об образовательных документах таких специалистов и используемых ими методиками.